МБОУ "Налимовская СОШ" Называевского муниципального района Омской области
село Налимово
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

    Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Учебный кабинет – это учебное помещение школы , оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету. Для реализации базового образования в состав помещений кабинета физики и химии включены лаборатории с лаборантской комнатой.

    О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:

    • учебные классы и учебные кабинеты в школе доступны для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести;
    • учебные классы и кабинеты оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата

    Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.

    В школе созданы условия не только получения школьниками основ теоретических знаний по предметам учебного плана, но и для получения ими практических навыков.
    Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям.Для проведения практических занятий в школе функционируют учебные кабинеты
    1.Кабинет ОБЗР совмещен с кабинетом химии и биологии и подходит для формирования у обучающихся комплексного понимания вопросов национальной безопасности и развитие практических навыков, необходимых для защиты Родины, основ безопасной жизнедеятельности.
    2.Кабинет математики, физики и информатики — для формирования и совершенствования математических, естественно - научных навыков и навыков компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. В кабинете и лаборантской предусмотрено оборудование для проведения практических и лабораторных работ по физике для обучающихся 7–11 классов.
    3.Кабинет истории, обществознания и географии — для проведения практических занятий по географии, экологии, краеведению.
    4.Кабинет химии и биологии — для проведения практических и лабораторных работ по неорганической, органической и общей химии; также  для проведения практических и лабораторных работ по основным разделам биологии.
    5.Залы - спортивный.

    Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья специальнооборудованного кабинета нет.

    Входные ворота в здание МБОУ «Налимовская СОШ» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара

    Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок

    С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации

    Библиотека не приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Библиотечный фонд не располагает литературой, которая может быть использован для обучения незрячих и глухих детей.

    Имеющиеся в школе объекты спорта не приспособлены для обучения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (использующих коляски) и незрячих детей.

    С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации.

    В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - 60 Мбит/сек

    Количество интранет-ресурсов - 1

    Количество локальных сетей - 1

    Общее число компьютеров -  8, в том числе используемых в учебных целях - 8

    Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам

    Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет

    Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях

    На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.

    Электронные образовательные ресурсы

    В МБОУ «Налимовская СОШ» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

    Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В МБОУ «Налимовская СОШ» общежитий и интернатов нет

    Материально-техническая база МБОУ «Налимовская СОШ» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Школа располагает  учебными кабинетами и лаборатскими по химии и физики. Все учебные  классы имеют наглядные пособия и дидактические материалы.

    Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. 

    Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются  спортивный зал.

    Учебные кабинеты

    Качество обучения школьников в значительной мере зависит от оснащённости школы учебным оборудованием. Поэтому задача укрепления материально-технической базы воспринимается нашим коллективом как перспективная. Школа рассчитана на 300 учебных мест.

    Образовательный процесс в школе ведётся по кабинетной системе, что даёт возможность проводить уроки на высоком системно-моделирующем уровне с эффективным использованием учебно-наглядных пособий. При кабинетах физики, химии, биологии есть лаборантские, оснащённые необходимым демонстрационным и лабораторным оборудованием для выполнения практической части программы. В школе есть кабинет информатики, оборудование которого отвечает современным требованиям и обеспечивает использование информационных технологий в учебной и во внеурочной деятельности.

    Школьная библиотека пользуется большим спросом у учащихся и учителей школы, выполняя свою главную задачу — обеспечение образовательного процесса путём информационно-библиотечного обслуживания. В наличии имеется библиотечный компьютер.

    Спортивный зал имеет высокую пропускную способность, необходимый спортивный инвентарь, что позволяет успешно решать задачи физического воспитания.

    1. Учебные кабинеты (автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников не оборудованы)     7
    2. Помещения для занятий естественно-научной деятельностью, для проведения практических занятий 2
    3. Кабинеты иностранного языка

    1
    4. Помещения для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством 0

    5. Помещения библиотеки с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой помещение библиотеки с выделенными зонами для обслуживания читателей, читального зала, книгохранилища
    6. Актовый зал

    Не имеется, но оборудован на втором этаже
    7. Спортивные сооружения, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём Спортивный зал
    8. Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков Столовая, помещения для хранения и приготовления пищи
    9. Помещения медицинского назначения

    Не имеется
    10. Административные помещения Кабинет директора, учительская
    11. Гардеробы, санузлы

    имеются
    12. Участок (территория) с необходимым набором зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности имеется

    Укрепление материально-технической базы ведётся по возможности планомерно, систематически.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий

    № п/п Наименование лабораторий, кабинетов, учебных классов Необ-

    ходи-

    мое кол-во

    Факти-

    чески

    имеется

    Оснащенность

    в %

    Наличие

    инструк-

    ций по

    технике безопас

    ности

    мебелью и оборудованием учебно-нагл. пособиями
    1 2 3 4 5 6 7
    1 Кабинет химии и биологии 1 1 100 80 имеются
    2 Кабинет математики, физики и информатики 1 1 100 100 имеются
    3 Кабинет истории, обществознания и географии 1 1 100 100 имеются
    4 Кабинет начальных классов 2 2 100 100 имеются
    5 Кабинет русского языка и литературы 1 1 100 100 имеются
    6 Кабинет иностранного языка 1 1 100 100 имеются
     

    Сведение о наличии объектов спорта

    № п/п

    Наименование

    оборудования

    Имеется в наличии

    Из них исправных

    1. Перекладина

    1

    1

    2. Канат для перетягивания

    1

    1

    3. Гимнастическая стенка

    1

    1

    4. Велотренажер

    1

    1

    5. Беговая дорожка с магнитной системой нагрузки

    1

    1

    6. Козел гимнастический

    1

    1

    7. Обручи

    15

     15
    8. Мостик гимнастический

    1

    1

    9. Стойка для прыжков в высоту

    1

    1

    10. Гранаты

    4

    4

    11. Лыжи

    7

    7
    12. Мяч баскетбольный

    5

    5
    13. Мяч волейбольный

    3

    3
    14. Скамейка гимнастическая

    2

    2

    15. Тренажер для пресса

    1

    1

    Мастерские и лаборатории

    Важным условием эффективной организации образовательного процесса является его материально-техническое оснащение.

    В образовательном учреждении имеется: 8 кабинетов,   учительская, спортивный зал, который оснащен  необходимым инвентарем, для полноценного проведения учебных занятий, спортивная площадка, библиотека. 

    Кабинеты имеют автоматизированные рабочие места учителя, выход в глобальную сеть Интернет и в локальную сеть школы

    В школе имеются лаборантские по физике и химии.

    Условия для занятия физкультурой и спортом

    В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта:

    В школе созданы необходимые материально-технические, кадровые и организационно-педагогические условия для занятий физической культурой и спортом. Спортивная база отвечает современным требованиям. Физическая культура – большой помощник в труде, поэтому 80% обучающихся школы охвачены спортивно-массовыми мероприятиями, а 40% занимаются в спортивных секциях различной ведомственной принадлежности.

    Материально-технические условия:

    • Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием, что позволяет реализовывать образовательную программу по физической культуре на начальной, основной и старшей ступенях обучения,
    • Летняя спортивная площадка для проведения уроков физической культуры.
    • В школе имеются лыжи, лыжные палки и лыжные ботинки.

    Кадровые условия: в школе работает  учитель физической культуры 

    Организационно-педагогические условия:

    занятия физической культурой проводятся по утвержденному директором школы расписанию. Учебно-методический комплекс разработан согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

    Важнейшим условием обеспечения уроков физической культуры является соблюдение общих педагогических принципов и методических закономерностей процесса физического воспитания. Контроль выполнения программ, ведения текущей документации учителя физической культуры, качества образования осуществляется заместителем директора по учебной работе.

    В работе используются следующие формы занятий:

    • уроки (предметные, комплексные);
    • внеклассные занятия:
    • секции по различным видам спорта;
    • соревнования;
    • дни здоровья;
    • массовые мероприятия.
    • внешкольные занятия:
    • занятия на базе пришкольных спортивных сооружений, стадиона.

    В школе действует широкий спектр спортивных секций, рассчитанных на все возрастные категории.

    • волейбол (5-11 классы);
    • движение - есть жизнь! (1 - 4 классы)

    Школа проводит большое количество спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Учащиеся школы часто являются призерами и победителям муниципальных спортивных мероприятий.

    Средства обучения и воспитания

    Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
    Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

    По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
    К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
    В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
    Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
    Основным звеном в системе образования является содержание. Именно оно является тем ядром,  над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует взаимосвязи средств обучения.

    Содержание образования в нашей школе реализуется на 3 уровнях:
    1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок или занятие, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.
    2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.
    3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них)

    Идеальные средства обучения

    Материальные средства обучения

    1 уровень – на уроке:

    Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.

    2 уровень – учебный предмет:

    Системы условных обозначений различных дисциплин, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).

    3 уровень – весь процесс обучения:

    Система обучения и воспитания, методы обучения и воспитания, система общешкольных требований. Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.



    В свою очередь в нашей школе используются на различных уроках и занятиях и идеальные, и материальные средства обучения и воспитания:

    • Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.
    • Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.
    • Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.
    • Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы, электронные журналы и электронные дневники и т.д.
    • Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.
    • Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.
    • Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.  

    Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

    Организация досуговой деятельности

    Культурно-досуговая деятельность — это массовое мероприятие, которое направлено на удовлетворение эстетических, духовных, интеллектуальных и других потребностей человека в сфере культуры и досуга. Она способствует приобщению к культурным ценностям.

    Основные формы организации культурно-досуговой деятельности обучающихся включают:

    • студийную и кружковую работу;
    • клубную деятельность;
    • спортивную деятельность;
    • игровую деятельность;
    • посещение театров и кинотеатров;
    • посещение музеев;
    • чтение книг.

    При организации досуга обучающихся педагогу необходимо помнить, что он выступает средством воспитания и самовоспитания ребёнка, а также развития и саморазвития личности.

    Школьные мероприятия проходят как в школе, так и в сельском Доме культуры.

    При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен.

    Условия охраны здоровья обучающихся

    В целях безопасного пребывания учащихся и работников школа оборудована системой видеонаблюдения. Здание школы оборудовано автоматизированной системой пожарной сигнализации. Обеспечен контроль доступа в здание школы.

    Охрана здоровья обучающихся включает в себя

    • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
    • организацию питания обучающихся;
    • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
    • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
    • организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
    • прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
    • профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
    • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
    • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
    • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

    Школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает.

    • Текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
    • Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
    • Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
    • Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
    • Обучение учащихся с ОВЗ производится по адаптированной образовательной программе.
    • Обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, может быть также организовано на дому.
    • Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

    Температурный режим

    Температура помещений школы

    Помещение Значение, °С
    Учебные классы 18-25
    Актовый зал 18 - 24
    Спортивный зал 17 - 20
    Столовая 18 - 24

    В помещениях образовательного учреждения поддерживается комфортная для занятий температура воздуха. Во время перемен производится проветривание помещений.

    Температурный режим для ограничения посещения школы

    Температура Скорость ветра Занятия отменяются в классах
    - 25 1-4 м/с 1 - 4
    - 25-26 без ветра 1 - 4
    - 25 более 5 м/с 1 - 7
    - 26-27 1-4 м/с 1-7
    - 28-29 без ветра 1 - 7
    - 26-27 более 5 м/с 1 - 9
    - 28-29 1-4м/с 1 - 9
    - 30 без ветра 1 - 9
    - 28-29 более 5 м/с 1 - 11
    - 30 1-4м/с 1 - 11
    - 31 и ниже без ветра 1 - 11

    В случаях неблагоприятных погодных условий обучающиеся школы могут не посещать занятия (см. таблицу выше).
    В этом случае для организуется обучение с использованием дистанционных форм.


     

    Доступ к информационным системам
    и информационно-коммуникационным сетям

    Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) 

    В кабинетах информатики 8 стационарных рабочих и 8 ноутбуков, которые имеют выход в Интернет.  Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с «Компания РосТелеКом». Скорость доступа до 1024 Кбит/с. В школе установлен Фильтр NetPolice

    Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после 6 урока (с 14:00 до 16:00) в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи  точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.

    В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — о школе и её основных направлениях; — об истории и развитии школы и её традициях; — об учащихся; — о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, документы, регламентирующие работу школы и др.


    Правила использования сети Интернет.

    1. Общие положения
    Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет через ресурсы общеобразовательного учреждения учащимися, учителями и работниками школы.
       1.1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса.
       1.2. Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет через ресурсы общеобразовательного учреждения учащимися, учителями и работниками общеобразовательного учреждения.
       1.3. Использование сети Интернет в МБОУПСОШ подчинено следующим принципам:

    - соответствия образовательным целям;
    - содействия гармоничному формированию и развитию личности;
    - уважения закона, авторских и смежных прав, а также иных прав, чести и достоинства других граждан и пользователей Интернета;
    - приобретения новых навыков и знаний;
    - расширения применяемого спектра учебных и наглядных пособий;
    - социализации личности, введения в информационное общество.

       1.4. Использование сети Интернет в школе возможно исключительно при условии ознакомления и согласия лица, пользующегося сетью Интернет в школе, с настоящими Правилами.
    2. Организация использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении
       2.1. Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ОУ.
      
       2.2. При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется:

    - законодательством Российской Федерации;
    - опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета;
    - интересами обучающихся;
    - целями образовательного процесса.

    Электронные образовательные ресурсы
    В школе организован доступ обучающимся к сторонним электронным образовательным ресурсам

    Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:  специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,  специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    В основе работы с детьми ОВЗ в нашей школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся.

    Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

    групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

    индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;

    домашнее обучение – педагоги ходят заниматься к учащимся домой.

    Фотографии

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике